ПРАВОСЛАВНЫЙ АЛЬМАНАХ ПУТЬ
№ 5-6 ВЕСНА-ЛЕТО 1985 стр. 8-9
(К шестидесятилетию Православного Богословского Института в Париже)
Прот. АЛЕКСЕЙ КНЯЗЕВ
Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт празднует в этом году свое шестидесятилетие. Столь продолжительное существование богословской школы, и притом не средней, а именно высшей, возникшей в эмигрантских условиях, прожившей все эти шесть десятков лет без всякой материальной базы, — явление довольно исключительное. Но таким же исключительным явлением была и сама русская эмиграция, в среде которой Богословский Институт родился и получил тот духовный творческий порыв, который он сохранил до сего дня.
В начале двадцатых годов нынешнего столетия русская эмиграция представляла собой двухмиллионную массу людей, половина которых принадлежала к верхним руководящим слоям нации. Она, конечно, бессознательно подвергалась неизбежному растворению в лоне иных культур и иных государств. И при этом, самым упорным и нерастворимым ядром русского религиозного и национального самосознания оказалась православная Церковь. Последняя, для того чтобы иметь возможность выжить в беженских условиях и продолжать организованное существование, нуждалась в богословской школе.
Но богословская школа необходима не только для образования духовенства, для окормления беженских масс. Всюду проявлялся и возрастал живой интерес к церковным и богословским вопросам. И потому начали устраиваться популярные лекции на эти темы и в Константинополе, и в Париже, и в Белграде, и в других местах русского рассеяния. В Париже, в помещении русского посольства (это было до признания Францией в 1924 году советского правительства), происходили частые беседы и лекции почти исключительно на церковные темы, В среде многочисленных слушателей возникла мысль о систематических богословских курсах.
В 1921 году приехал в Париж митрополит Евлогий, кафедра которого в то время находилась в Берлине. Он благословил это начинание. И тогда были открыты ,,Высшие Православные Богословские Курсы”. Занятия происходили по вечерам, в помещении Русской гимназии, на рю дю д-р Бланш. Лекторами выступали: настоятель Александро-Невского храма, протоиерей Иаков Смирнов (толкование апостольских посланий), его помощник, протоирей Николай Сахаров (догматическое богословие), профессор А. В. Карташев (введение в Новый Завет и История Церкви), Т. А. Аметистов (Патрология). Курсы продержались с февраля 1921 г. до лета того же года. Тогда же стали говорить о создании регулярной богословской школы для этого в эмиграции было достаточно как богословских, так и вообще академических сил (в Париже, в Праге, в Белграде, в Софии и т. д.).
Летом 1922 года проезжал через Прагу глава Всемирной Христианской Студенческой Федерации д-р Джон Мотт. Ему акд. П. В. Струве, в присутствии протопресв. о. Георгия Шавельского, А. В. Карташева, И. И. Лаппо и некоторых других, подал докладную записку о потребности и возможности устроить высшую богословскую школу для русских. За несколько месяцев до этого д-р Мотт уже получил аналогичную записку в Шанхае. Ее передал ему от имени съезда христианского студенчества в Пекине Л. А. Зандер. бывший тогда доцентом Владивостокского Университета. Д-р Мотт, человек открытый мировым перспективам, обладавший широким сердцем и харизмами близкими к пророческому дару, мысль эту полностью одобрил. К тому же он был старым другом русских епископов-миссионеров: Тихона в Северной Америке, будущего патриарха, и Сергия, митрополита Японского. Местом проектируемой школы мыслился Париж, куда с 1923 года митрополит Евлогий окончательно перенес свою кафедру.
В июне 1924 года, находясь на съезде Русского Студенческого Христианского движения в Аржероне, митрополит Евлогий получил известие о том, что д-р Мотт переводит в его распоряжение на устройство богословской школы чек на 8000 долларов. А 5/18 июля того же 1924 года, в день памяти преп. Сергия, благодаря энергии и упорству М. М. Осоргина, было приобретено на аукционе поместье в 19-ом арондисмане Парижа, которое стало Сергиевским подворьем. При этих двух данных открытие богословской школы стало осуществимым. Но создавая высшую богословскую школу в эмигрантских условиях, устроители ее были достаточно скромны; они не осмелились назвать ее традиционным именем Духовной Академии и назвали ее Богословским Институтом в память и в продолжение того Богословского Института, который просуществовал в 1919—1921 годах в Петрограде после закрытия советским правительством духовных Академий и всех богословских школ.
Прошения желающих учиться поступали десятками, преимущественно из Праги, где тогда скопилась основная масса русского студенчества за рубежом. Но прием поневоле пришлось ограничить. К началу 1925 года из приглашенных профессоров в Париже собралось только четверо: еп. Вениамин (Федченков), бывший доцент СПБ Дух. Академии, вызванный м. Евлогием для инспекторства и для преподавания “практических” предметов: церк. устава, гомилетики, пастырской практики; С. С. Безобразов (будущий епископ Кассиан, ректор Института с 1947 по 1965 гг.), бывший профессор Ташкентского Университета — для чтения Нового Завета и греческого языка; А. В. Карташев, для чтения истории Церкви общей и русской, еврейского языка и Ветхого Завета (частично); П. Е. Ковалевский — для преподавания латинского, французского и немецкого языков. Было решено начать с принятыми студентами пропедевтический, подготовительный курс.
К началу Великого поста храм был освящен. Помещения были приведены в бедный, но жилой порядок (освещались еще газом, а не электричеством). Был поставлен убогий школьный инвентарь. Занятия начались после Пасхи, в четверг на Фоминой неделе 30 апреля 1925 года. Эта дата является началом Богословского Института. В 5 часов дня, после молебна перед началом учения, в присутствия Ректора Института, каковым был митр. Евлогий, проф. А. В. Карташев прочитал перед собравшимися профессорами и студентами вступительную лекцию в курс истории древней Церкви со специальным экскурсом по вопросу о проповеди св. апостола Андрея Первозванного в Скифии и о духовной связи с этим апостолом русского христианства.
Занятия шли без перерыва все лето 1925 года. С осени в Институт стали прибывать крупные профессорские силы; о. Сергий Булгаков дня преподавания догматики, проф. В. В. Зеньковский — для преподавания философии, апологетики и истории религий. В октябре состоялись проверочные экзамены и, после того как отпали некоторые элементы случайные или слабые, пропедевтический курс превратился в первый академический курс. Началось чтение лекций по плану высшей школы.
Преподавательские силы возрастали. В подмогу В. В. Зеньковскому по преподаванию философских предметов был приглашен В.Н. Ильин его ученик по Киевскому университету. Читали эпизодические лекции С. Л. Франк, Н. О. Лосский, профессора Н.Н. Глубоковский И С.В. Троицкий. Прибыли из Праги и включились в преподавательский состав Института проф. Б. П. Вышеславцев (новая философия и нравственное богословие), Л. А. Зандер (логика и введение в философию), Г.В. Флоровский (патрология), Г. П. Федотов (агиология, история Западной Церкви). М. М. Осоргин стал преподавать церковный устав. Немного позже вошли в преподавательский состав Института русские питомцы Белградского Богословского Факультета Н.Н. Афанасьев (церковное право) и архим. Киприан Керн (литургика, греческий язык, пастырское богословие, патрология). Регулярно преподавали в Институте также проф. К. В. Мочульский (русская религиозная мысль) и В.В.Вейдле (история христианского искусства). Этими людьми в период между двумя войнами было совершено огромное дело в области развития религиозной мысли, образования для Церкви нового поколения пастырей, ознакомления Запада с Православием. Оно хорошо известно. Его невозможно охватить в кратком очерке.
Но уже до Второй мировой войны Институт смог подготовить себе профессорскую смену из среды своих собственных питомцев: Ф. Г. Спасский стал преподавать историю раскола и сектоведение (потом литургику и греческий язык, Б. Н. Сове, получивший дополни тельную степень в Оксфорде, стал преподавать Ветхий Завет и еврейский язык (он не смог вернуться во Францию после 1945 года и занял пост заведующего русским отделом государственной библиотеки в Хельсинки); П. Т. .Лютов, тоже получивший дополнительную степень в Оксфорде, преподавал в Институте библейскую историю до своего отъезда в Вашингтон, где он стал приходским священником; свящ. А.Князев, нынешний ректор Богословского Института, преподавал сперва догматику и еврейский язык, потом перешел на кафедру Ветхого Завета и кроме того еще преподает мариологию (учение Церкви о Божией Матери) и церковное право. Окончили Институт до войны, но вошли в профессорский состав после 1945 г.: С.С. Верховской, который читал догматику, нравственное богословие и, частично, философию до своего перехода в Свято-Владимирскую Академию в США, а также ПЛ. Евдокимов, получив в начале пятидесятых годов кафедру по нравственному богословию и занимавший ее до своей кончины в 1970 году.
Вторая мировая война поставила было под вопрос самое существование Института. Но он был спасен чудесным образом, благодаря самоотверженности, проявленной профессорами и студентами. После войны он оказался школой общеправославной и международной, как по студенческому, так и по преподавательскому составу. В Институт, помимо русских, начали поступать православные студенты других национальностей: сербы, ливанцы, греки, киприоты, а затем финны, американцы, африканцы и этнические французы, англичане, немцы. К этому новому поколению студентов, поступивших в Институт и окончивших его после войны, принадлежат нынешний Антиохийский Патриарх Игнатий IV и Высокопреосвящ. Георгий, нынешний Архиепископ русских православных церквей в Западной Европе, состоящих в юрисдикции Вселенского патриарха.
Что касается профессорского состава Института, то в него скоро стали входить новые преподаватели из его бывших студентов: иером. Николай (Еремин), читавший практическую канонику и бывший за тем, в сане митрополита экзархом Московского патриарха в Западной Европе (сконч. в 1985 г.); будущий протопресвитер о. Александр Шмеман, декан Свято-Владимирской Академии в США, читавший в Институте Историю Церкви, недавно безвременно скончавшийся; Н.А. Куломзин, ныне священник, преемник покойного еп. Кассиана по кафедре Нового Завета, также читающий еврейский язык и историю народов древнего Востока; прот. Борис Бобринской, преподающий догматическое богословие прот. Иоанн Мейендорф, ныне декан Св. Владимирской Академии, преподававший в Институте Историю Церкви и греческий язык; Н.М. Осоргин, унаследовавший своему отцу преподавание устава и пеняя; И. В. Морозов, преподававший Историю Русской Церкви. Также являются бывшими студентами Института: прот. Андрей Фириллас (патрология), первый его профессор греческого происхождения; прот. Илия Мелия (История древней Церкви, пастырское богословие и ответственный за кафедру по экуменизму), К. Я. Андроников (литургика, методология и деканат) и совсем недавно принявший священство о. Николай Цернокрак, первый профессор серб, инспектор Института, читающий аскетику и частично Новый Завет.
К этим профессорам, вышедшим из рядов воспитанников Богословского Института, представляющим не только второе, но и третье и четвертое поколение его профессоров, присоединились люди, вышедшие из французских и иностранных университетов: Оливье Клеман, первый профессор-француз (нравственное богословие, история византийского Богословия), иером. Гавриил Патачи, венгр (Византийское богословие; преждевременно скончался в 1983 г.), прот. Иоанн Брек, американец (он организовал при Институте Курсы Заочного Преподавания, но, к сожалению, был вынужден по семейным обстоятельствам вернуться в Америку), Н. В. Лосский (История Западной Церкви) и д. М. Шаховской (История Русской Церкви). Принимали также участие в преподавания в Институте окончившие Афинский Университет представители новой сербской богословской школы: иеромонахи Афанасий Евтич и Амфилохий Радович.
В преподавании Богословского Института также принимали и еще принимают участие женщины: Ксения Владимировна Куломзина (русский и славянский языки), Анна Бернардини-Готтиньи (философия и психология;- она скончалась в 1983 г.) и Даница Лекко (греческий язык). Десять лет тому назад Институт был открыт девушкам- студенткам. Некоторые из них, получив степень кандидата богословия, готовятся сейчас на высшие дипломы, магистерские и докторские. Более трехсот человек, православные, католики, протестанты, учатся в настоящее время богословским наукам на заочных курсах Института. Секретарем Института является сейчас женщина, Франс Будан, православная француженка, знающая русский язык. Ее предшественниками на этом посту были Е М Киселевский, бывший прокурор Тифлисской Судебной Палаты, и бывшие воспитанники Института: Ф. Г. Спасский, Н. В. Остахнович и прот. Николай Самарин. Следует также напомнить, что с 1950 по 1960 гг. под эгидой Института и с участием его профессоров в Париже просуществовали Высшие Женские Богословские Курсы. Они были созданы Валентиной Александровной Зандер и Наталией Александровной Терентьевой. Одна из их заслуг издание лекций профессоров Института. В настоящее время эти издания являются библиографической редкостью.
В 1950 г. при митрополите Владимире, Институт торжественно отпраздновал первые 25 лет своего существования. С 1950 по 1985 гг. он тоже совершал очень значительное дело, как в области богословской работы, так и на поприще воспитания для Церкви новых пастырей. Дело это только начинает изучаться. О нем можно судить как на основании бесчисленных публикаций его профессоров, так и по количеству вышедших за этот период из его стен священнослужителей и церковных работников. Они сейчас рассыпаны по всему миру и всюду занимают самые ответственные посты, всюду ведут самую самоотверженную работу. О славе Богословского Института и о значении его дела также свидетельствует успех его международных и междуконфессиональных литургических съездов, проходящих ежегодно в июне, начиная с 1952 года. Они собираются для научного изучения богослужения Церкви всех времен и во всех его аспектах.
В 1975 году, при архиепископе Георгии 1-ом, Институт не имел возможности праздновать свое пятидесятилетие. В этот момент потребовалась постройка нового здания для студенческого общежития. Она была осуществлена, благодаря братской помощи друзей Института, экуменических и православных. Стал также необходим капитальный ремонт храма Сергиевского Подворья. Его помог провести почти до конца муниципалитет города Парижа. Остается еще провести реставрацию внешней и внутренней росписи храма. И, конечно, Институту сейчас необходимо прочно поставить на ноги и усовершенствовать свое новое актуальное начинание: курсы заочного преподавания.
В 1935 году, когда Институт праздновал свое десятилетие, его основатель, покойный митрополит Евлогий, дал ему право официально именоваться Свято-Сергиевской духовной Академией. Это именование стоит на его дипломах и других актах предназначенных для обращения к русской церковной среде. Но Богословский Институт был зарегистрирован Парижской Академией и признан ею как высшее учебное под названием Institut Saint de Theologie Orthodoxe. Это название уже крепко привилось в богословской литературе а в широких церковных кругах.
Торжественное празднование шестидесятилетия Богословского Института состоялось 16 июня с. г. во второе воскресенье после Пятидесятницы, на Сергиевском подворье, и началось с благодарственного молебна.
Протопресвитер Алексей Князев,
Ректор Богословского Института
ПОСЛЕСЛОВИЕ: Институт до сих пор существует исключительно на доброхотную помощь и на пожертвования своих друзей и церковных людей.